Что же из себя представляет отечественный футбол на данный момент? Некоторые скажут, что это и футболом назвать трудно, другие, наоборот, начнут кричать о силе украинского чемпионата (как же, вы посмотрите на таблицу коэффициентов УЕФА, ведь мы сейчас седьмые в Европе), но безусловно можно сказать одно: и тем, и другим не все равно, а это уже кое-что. Если есть неравнодушные к этой проблеме люди, то еще не все потеряно.
Прежде чем оценивать что-то, нужно выработать систему критериев этой оценки. Итак, попробуем разобраться, какой чемпионат является сильным и почему.
Безусловно, многие согласятся со мною, если я скажу, что самым сильным чемпионатом есть английская премьер лига. Огромная посещаемость, громадные заработки от трансляций, суперсовременные стадионы, команды со звездными составами, конкуренция и т.д. Как же они умудрились этого достичь? Попробуем проанализировать по каждому пункту в отдельности.
Первое, в чем АПЛ безусловно опережает все остальные чемпионаты, это, конечно, количество болельщиков на стадионах. Средняя посещаемость в первом английском дивизионе в среднем составляет около 35-36 тис. за матч в то время, когда средняя посещаемость в Украине чуть превышала 7,5 тис. И это все с учетом того, насколько огромная разница в ценах на билеты на наш и английский чемпионат (хотя фактор цены в данном вопросе можно отбросить из-за того, что и доходы у наших граждан на порядок меньше чем у подданных ее величества).
Многие скажут, что у нас низкая посещаемость из-за плохого качества игры. С этим можно согласиться, но не всегда. Рассмотрим подробнее таблицу посещаемости нашего чемпионата и попытаемся проанализировать зависимость посещаемости от результата матчей и игры команд.
Средняя посещаемость Украинской премьер лиги сезона 2008/2009
|
Команда |
Общее количество зрителей |
Средняя посещаемость |
1. |
"Металлист" |
239 700 |
15 980 |
2. |
"Шахтер" |
230 800 |
15 386 |
3. |
"Днепр" |
179 915 |
11994 |
4. |
"Заря" |
161 600 |
10773 |
5. |
"Карпаты" |
150 660 |
10044 |
6. |
"Металлург" З. |
115 300 |
7686 |
7. |
"Динамо" |
107520 |
7168 |
8. |
"Ворскла" |
105040 |
7002 |
9. |
ФК "Львов" |
98580 |
6572 |
10. |
"Ильичевец" |
94 600 |
6306 |
11. |
"Черноморец" |
92 400 |
6160 |
12. |
"Таврия" |
82100 |
5473 |
13. |
ФК "Харьков" |
57000 |
3800 |
14. |
"Кривбасс" |
48100 |
3206 |
15. |
"Металлург" Д. |
39500 |
2633 |
16. |
"Арсенал" |
26150 |
1743 |
Итак, пойдем по порядку. Самым посещаемым клубом в минувшем сезоне стал Металлист. Блестящая игра клуба в чемпионате и кубке УЕФА действительно сделала свое дело, болельщики потянулись на стадион в поисках положительных эмоций как за манной небесной. Харьковская торсида объективно была лучше всех в прошлом сезоне.
Донецкий Шахтер занял второе место в рейтинге самых посещаемых клубов Украины. Это тоже можно объяснить хорошими результатами клуба и впервые выигранным евротрофеем.
А дальше идут сплошные казусы. Днепр, который лихорадило на протяжении всего сезона, умудрился оказаться третьим клубом по посещаемости. На это даже не повлиял позорный вылет клуба из Кубка УЕФА от швейцарской Белинцоны. Но и тут, кажется, можна увидеть объективное обстоятельство, которое способствовало увеличению посещаемости. Это, конечно, открытие современного стадиона «Днепр-Арена».
Однако, подвиги луганской Зари, матчи которой посетило больше 160 тис. человек за сезон нельзя обосновать ни спортивными результатами, ни новым стадионом.
Также, как и низкую посещаемость киевского Динамо. Команда вроде и чемпионом стала, и до полуфинала Кубка УЕФА дошла, а все без толку. В итоге седьмое место в рейтинге посещаемости с неутешительными 7168 болельщиков за матч.
Дальше анализировать таблицу нет смысла. Ведь и так понятно, что посещаемость не всегда зависит от игры команды. От чего же тогда? Может в одних регионах больше любят футбол, а в других меньше. Но ведь собирался же когда-то на матчи Динамо полный стадион, значит в Киеве тоже любят футбол. Почему тогда не ходят сейчас? Может, разлюбили игру миллионов за последнее десятилетие? Вроде нет. После матчей Динамо в еврокубках в нынешнем сезоне все офисы целый день гудели о прошедшей игре. И игры чемпионата вызывают в Киеве пускай и меньший, но немалый ажиотаж. Только смотрят их по телевизору, а не на стадионе. Почему?
Еще одной важной причиной низкой посещаемости матчей УПЛ считаются старые стадионы. Действительно, комфортные стадионы у нас можно пересчитать на пальцах одной руки: «Днепр-Арена» (Днепропетровск), «Юбилейный» (Сумы), «Славутич-Арена» (Запорожье) и с большей натяжкой пока не реконструированный полностью ОСК «Металлист» (Харьков). Из всех этих стадионов только «Юбилейный» имел низкую посещаемость, и то из-за того, что играла на нем не родная сумская команда, а чужой ФК Харьков. Но разве Луганский «Авангард» суперудобный стадион (не в обиду луганчанам)? Тогда почему он обогнал «Славутич-Арену»? Как видим, и тут больше вопросов, чем ответов.
Может все дело во все возрастающем количестве легионеров? Ведь и, правда, людям приятнее смотреть на своего земляка, украинца, которого многие знают в родном городе, некоторые ходили с ним в школу, некоторые жили или живут по-соседству. Да и национальная гордость, патриотизм здесь играют на последнюю роль. Но тогда почему на Металлист, Шахтер, Днепр, Зарю с их огромным списком легионеров ходит больше народу, чем на Карпаты, Металлург З, ФК «Львов» где играют в основном свои воспитанники. Или людям все-таки приятнее наблюдать, как играет бразилец Жадсон, чем украинец Годин?
А может все дело в культуре болельщиков? Ведь посмотрите, как у нас «хорошо» болеют! Заходишь на стадион, и первое что ты слышишь - это нескончаемый поток ругани, которая через 10 минут сменяется на тихое лусканье семечек, иногда разбавляемое секундным криком радости или горя (своя команда забила или пропустила гол). Хорошо, у нас ходит по 7тис. человек на матч, мало, но что поделаешь. Но они ведь не поддерживают свою команду! Поставь 1 тис. английских фанатов будет в сто раз громче. Зачем идти на стадион, если семечек можно покушать и дома под включенный телик и получить те же самые впечатления, что и на стадионе. Поболеть по-нормальному ведь все равно не удастся. Футбол и ценен своим накалом страстей и эти страсти нужно преумножать на стадионе, а не наоборот убивать. Именно поэтому я являюсь огромным поклонников файеров, потому как считаю их одним из тех элементов, которые и делают шоу. Многие скажут, что файера это ведь так небезопасно, что люди наоборот не будут ходить на стадион. А вы знаете много болельщиков, которые пострадали непосредственно из-за файеров? Я ни одного. Зато армия пострадавших от нашей родной милиции множится с каждым днем. Но ведь никто не говорит, что милиция на стадионе – это опасно. Как же, ведь они следят за порядком. А скажите, пойдет еще когда-нибудь на матч рядовой болельщик, если он однажды получил от правоохранителей по почкам только за то, что хотел выпить пива перед матчем любимой команды. Некоторые точно решат, что не стоит.
Отдельная тема – цены на стадионах. Как вы думаете, каждый болельщик может себе позволить купить пиво по 20 гривен за банку. А сделай хотя бы по 5-7 – от желающих отбоя не будет. А это ведь все доходы в клубную казну, на отсутствие которых так часто жалуются наши команды. Также обстоят дела с ценами на билеты. Неужели лучше заработать 100 тис. грн., но играть при практически пустом стадионе, чем заработать те же деньги и наблюдать заполненную чашу просто снизив цены на билеты. Или уважаемые президенты клубов считают, что команда не нуждается в поддержке?
Некоторые склонны говорить, что у нас низкая посещаемости из-за климатических условий. Чемпионат начинается в период отпусков и многие не могут прийти на матч в виду того, что их просто нет в родном городе. Потом когда отпуск закончился, наваливается много работы, с которой разгребаешься только через две-три недели. И вот, когда вроде уже ничего не мешает пойти на футбол, ты осознаешь, что на дворе октябрь, уже достаточно прохладно, а то и того хуже – идет дождь. Охота моментально пропадает до апреля, как минимум. Но тогда апрель-май должны стать самыми посещаемыми. Народ соскучился по футболу, да и погода позволяет. Но, как видим, этого не происходит. Наоборот, в прошлом сезоне весной была зафиксирована самая низкая посещаемость. Значит дело не в нашем климате. Это подтверждает и то, что Россия с ее системой чемпионата весна/осень и еще более жестким климатом имеет намного больше посещаемость, чем у нас.
Из всего этого можно сделать вывод, что однозначного ответа на вопрос, как поднять посещаемость УПЛ, просто нет. Но ведь надо же что-то делать, так дальше нельзя. И будем надеяться, что какие-то шаги все-таки будут предприниматься. А пока имеем то, что имеем. Полупустые стадионы, духовые оркестры вместо настоящих фанатов и конечно нулевые доходы клубов…
|