Еще одной яркой отличительной чертой нашего чемпионата от ведущих чемпионатов Европы являются трансляции футбольных матчей. Уже много сказано о том, что продажа прав на трансляцию матчей — это значительная часть доходов и любого клуба, и любой лиги в целом. Что касается доходов клубов, то они благодаря ТВ ежегодно увеличиваются на 20% (правда, растут и клубные бюджеты). Телевидение изменило футбол. Оно повысило его популярность и в десятки раз увеличило доходы клубов и федераций. Такой проект, как Лига чемпионов, был бы обречён на провал, не будь магической силы телевидения, которое не только раскрутило созданный УЕФА продукт, но и исправно платило огромные барыши за право показывать матчи топ-команд континента. Правда, у медали есть обратная сторона: в некоторых европейских странах стал наблюдаться спад посещаемости стадионов, в числе причин чего специалисты называют также изобилие футбола на телевидении. Впрочем, клубы постепенно находят новые варианты заманивания болельщика на трибуны, да и доходы от телевидения во многих странах несопоставимы с теми суммами, которые можно заработать на реализации сезонных абонементов и билетов.
Англия
Английская премьер-лига — традиционно один из лидеров по доходам от ТВ-трансляций. Футбольная федерация страны не так давно заключила сделку по продаже прав на телетрансляции с шестью международными агентствами. Стоимость контракта, действие которого начинается с сезона-2009/10 и заключенного на три года,— 240 млн фунтов стерлингов. В результате рост доходов от продажи телевизионных прав составил 300%. Матчей английской лиги на общедоступных телеканалах не найти. Канал BBC, например, вот уже несколько лет имел право лишь на показ фрагментов или лучших эпизодов матчей национального первенства. Только за это за три сезона было уплачено в общей сложности 105 млн фунтов.
Команды же вместе с лигой основные доходы получают от контрактов с платными телеканалами. Так, телекомпания “Sky» подписала соглашение до 2010 года, по которому выплатит лиге 1,7 млрд фунтов. Еще 400 млн лига получит за размещение контента в Интернете и через сотовые телефоны. Отдельно права на показ матчей продавались другим телекомпаниям, которые показывают английский чемпионат за пределами британских островов. В общей сложности игры лиги могут видеть болельщики порядка 200 стран.
Что касается распределения прибыли, то половина равномерно распределяется между всеми 20 командами лиги, а оставшаяся часть выплачивается в зависимости от результатов. Чемпион может рассчитывать как минимум на 50 млн фунтов.
Во сколько же обходится такое удовольствие английским болельщикам? Начнём с того, что стандартный ресивер Sky Sports предоставляется абоненту бесплатно, хотя можно, конечно, заплатить 99 фунтов за ресивер с сигналом высокой чёткости или Sky+ Box, позволяющий ставить на паузу и прокручивать назад прямые трансляции. В спортивный пакет входят четыре канала, которые позволят абоненту за 35 фунтов в месяц наслаждаться прямыми трансляциями не только футбольных матчей, а также десятков других спортивных соревнований.
Испания
В Испании продажа прав — дело индивидуальное. Каждый клуб сам договаривается с потенциальными покупателями. Проще всего грандам. Так, мадридский «Реал» подписал семилетний контракт с маркетинговым агентством MediaPro на 1,1 млрд евро. Испанские журналисты подсчитали, что на этом клуб зарабатывает 5 евро в секунду.
У «Барселоны» еще один сезон будет действовать контракт с Television de Catalunya, по которому клуб получает 54 млн евро в год. Продают каталонцы и права на трансляцию отдельных матчей. С этого сезона MediaPro начнет выплачивать клубу сумму, составляющую не менее 750 млн евро, но срок действия контракта не называется (за предыдущие два сезона команда получила от компании 250 млн евро). Разумеется, несмотря на огромные выплаты, самим правообладателям такие сделки выгоды. Так, один только «класико» (то есть, поединок «Реала» и «Барсы») приносит около 15 млн евро. В Испании каждой команде идет около 15% выручки за матч. Также, стоит отметить то, что испанское первенство, единственное из топ-чемпионатов все еще доступно для просмотра на бесплатных каналах. И имеет практически те же доходы, что и Германия с Италией, которые показывают футбол за деньги.
Италия
В Италии «большая тройка» продает свои ТВ-права отдельно от всех остальных команд. «Интер» имеет двухгодичный контракт с компанией Mediaset, которая, кстати, принадлежит премьер-министру Италии Сильвио Берлускони. Сумма сделки по продаже прав на показ игр «нерадзурри» в сезонах 2007–2009 годов составила 210 млн евро. «Ювентус» заключил с той же Mediaset сделку стоимостью в 218 млн евро. Забавно, что правительство страны пыталось разобраться в ситуации и даже проводило с федерацией футбола консультации на предмет поиска компромисса, дабы обеспечить такую ситуацию, при которой другие клубы не чувствовали бы себя обиженными.
В итоге Совет итальянской лиги большинством голосов проголосовал за введение на Апеннинах «английской модели», так что серия А должна будет вернуться к коллективному принципу реализации прав на трансляции матчей. Результат этого решения, правда, появится не раньше 2010 года, когда начнет действовать новая система распределения доходов: 40% от вырученной суммы будут равномерно поделены между всеми участниками чемпионата; еще 30% собранных денег будут распределены в соответствии с коэффициентами команд, выведенными по результатам нескольких предыдущих сезонов; еще 25% будут распределяться исходя из показателей популярности клубов (они будут определяться путем социологических опросов, которые станут проводить три независимых исследовательских центра); оставшиеся 5% доходов от телевидения поделят пропорционально численности населения городов, команды которых представлены в серии А.
Бесплатно предоставляет оборудование и Sky Italia. Или можно сказать, что его стоимость входит в пакет годовой подписки, стоимость которой по схеме "базовый + футбол + спорт" составляет 878 евро в год (74 евро в месяц). Правда, через год стоимость ресивера из общей суммы не вычтут: вместе с продлением срока действия услуг подписчику просто доставят новое оборудование. Делается это в первую очередь для борьбы с нелегальным просмотром, так как народные умельцы научились декодировать сигнал и занимаются новым видом пиратства, так называемым cardsharing.
Германия
Немецкие же клубы в ближайшие годы заработают на продаже прав на телетрансляцию 1,6 млрд евро. Начиная с этого года они будут каждый сезон получать 465 млн евро. Лига продолжает сотрудничество с каналами Premiere, ARD, Deutschen Telekom, ZDF and DSF. Новый договор стал рекордным для бундеслиги. Немецкие клубы продают права не по отдельности (как это было раньше), а единым пакетом. Кстати, бундеслига в последние годы может похвастаться тем, что является одной из самых доходных в мире. Команды из Германии не тратят на трансферы гигантских сумм, а доходы имеют очень большие.
Франция
Что касается Франции, то там еще с 2005 года решили перенять британский опыт. Национальная лига и платный канал Canal Plus заключили договор, по которому французские клубы ежегодно получают от телетрансляций 600 млн евро.
Другие страны
У футбольных стран поменьше и цифры другие. Руководство шотландской премьер-лиги заявило о заключении нового соглашения о продаже прав на телетрансляцию с компанией Setanta Sports. Всего по четырехлетнему контракту, который вступит в силу с начала сезона-2010/11, местной премьер-лиге причитается 125 млн фунтов, что является рекордом в истории шотландского футбола. Датской футбольной суперлиге (SAS-лига) продажа прав на трансляцию матчей принесла 209,5 млн долларов. Договор рассчитан на три сезона и вступит в силу с июня 2009 года.
Права на телетрансляцию матчей чемпионата Румынии были проданы за 102 млн евро в период с 2008 по 2011 год. Произошло это в ходе аукциона, устроенного румынской лигой. Победителем торгов с участием трех претендентов стал телеканал Antena 1. В результате чемпион Румынии получит от продажи прав на трансляцию 3,4 млн евро, команды из средней части таблицы — по 1,6 млн, а новички — по 800 тысяч. Деньги будут перечислены перед началом очередного чемпионата.
Четырехлетний контракт с компанией «НТВ-плюс», заключенный в начале 2007 года, принесет российской премьер-лиге в общей сложности 100 млн долларов
Украина
Права на показ матчей чемпионата Украины в прошлом сезоне принадлежали компании Media Sport Promotion, которая уже самостоятельно реализовывала трансляции телеканалам. В результате от продажи прав было выручено 7 млн. долларов или в среднем по 438 тис. долларов на клуб. Как видим, эта цифра не идет ни в какое сравнение с доходами от телетрансляций в Европе.
Что же не так? Чем мы хуже? Давайте попробуем разобраться. Из каких компонентов состоит такой процесс, как успешная продажа медиа прав?
Прежде чем что-то продать, надо это иметь. Значит, первой составляющей должен быть качественный продукт. Что имеем мы? Пускай многие скажут, что у нас игра не та, не тот накал страстей, не та конкуренция. Да это все так. Но неужели для нашего чемпионата нельзя сделать хотя-бы качественную обложку? Почему смотреть оформление телевизионной картинки росийского первенства значительно приятнее, чем нашей УПЛ? Это уже не говоря о качестве изображения и коментариев. Радует, конечно, то, что с появлением у нас современных стадионов возросло количество камер, а соответственно и качество изображения. Но ведь такое наблюдается на 3-4 новых аренах, а на остальных? Смотреть оттуда матч, иногда, бывает просто невозможно. Поэтому единственным выходом в данной ситуации видится принятие определенных требований к организации трансляций со стадионов (это касается камер, коментаторских мест и т.д.) и постоянный контроль над выполнением этих требований. Стадионы, которые не отвечают минимальным стандартам не допускать к участвию в чемпионате.
Отдельная тема – коментаторы. Неужели в стране с населением в 47 млн. человек не найдется десяток таких, которые имеют хорошую дикцию, любят футбол и могут более-менее внятно выразить свою мысль. Я в это не верю. Такие люди есть, надо только искать. Но в этом направлении работа тоже не ведется.
Ладно, продукт какой-никакой, а все таки сделали. А что дальше? Нужно выгодно его продать. Многие из болельщиков знают, как реализуются медиа права УПЛ? (Я имею в виду детали этих сделок: стоимость медиа прав, порядок распределения вырученых средств между клубами, детали предложений других участников тендера и т.д.) То же самое касается деталей реализации рекламных прав. Я лично об этом ни сном, ни духом. А ведь, сколько было обещаний, когда эта самая УПЛ создавалась: все будет прозрачно, открыто, вся информация на официальном сайте и т.д. Как так получается, что Металист при передаче прав премьер лиге мог получить только 200 тис. долларов за сезон, а когда реализовал свои права сам, телеканалу ТЕТ, то получил за это 1 млн. долларов + многозначительные бонусы, в зависимости от результатов команды. Значит, маркетинговая служба нашей лиги практически не работает? Наверное, именно в этом и есть основная причина. А руководство УПЛ и дальше будет настаивать на целесообразности общего пула. Нет, уважаемые, пока вы не наведете порядок в своем ведомстве, ни о каком общем пакете трансляций не может быть и речи.
Простым давлением никогда ничего не добъешся. Нужно создать такие условия, чтобы клубы сами просили продать их медиа права. А пока ничего подобного не делается, и самое обидное то, что даже особого рвения и незаметно…
|